Как ставить свечи в церкви
Еще до пришествия Христова, или, выражаясь по-современному, до нашей эры, богослужение древнего Израиля в Иеросалимском храме сопровождалось каждением, то есть возжжением благовоний, в знак молитвы Богу, в особых металлических сосудах на цепях (кадилах), находившихся в определенные моменты в руках священников. Эта традиция унаследована и христианской Церковию - во время службы в храме достаточно часто можно видеть кадящего священнослужителя. Совершая каждение, он тайно (про себя) произносит 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»), а обратясь к людям и кадя их, говорит: «Дух Святыи найдет на вас и сила Вышняго осенит вас». На это молящиеся (не крестясь) кланяются в пояс, и каждый тихо отвечает: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Данный обычай связан со значением фимиама (кадильного дыма): по святоотеческому толкованию, он видимо обозначает невидимую благодать Святаго Духа Божия, находящуюся в Церкви.
Иным видом богослужебной жертвы Богу являются восковые свечи. Их горение на подсвечниках перед святыми иконами выражает наше внутреннее молитвенное горение перед Самим Господом, Его Пречистой Материю и святыми, поэтому и ставить каждую свечу надо с молитвой. Молитва эта должна относиться к тому образу, перед которым ставится свеча. Так, ставя свечу перед иконой Спасителя, перекрестясь, произносят молитву Исусову: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Или: «Господи, благослови». Эти молитвы можно произносить и перед любой другой иконой. Соответственно, перед образом Божией Матери молятся: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего», перед святым Крестом Христовым: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а перед иконами святых произносят молитвы им (например, святителю Николе: «Святителю Христов Николае, моли Бога о мне, грешнем»). Свечу необходимо ставить прямо, без наклона в какую-либо сторону, а поставив ее, вновь перекреститься и поклониться единожды в пояс с соответствующей молитвой. В некоторых храмах «до и после свечи» принято кланяться по трижды, а ставя свечу, осенять себя крестным знамением без поклона. Следует добавить, что без благословения входить на солею (возвышение перед иконостасом) миряне не должны. Если есть желание поставить свечу к иконе, надо передать благословленным прихожанам и попросить поставить.
Необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника догорающие огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Наша жертва бывает приятна и угодна Богу только в том случае, если она приносится без нарушения обязательного для христианской службы благочинного порядка.
Вы пришли в Храм...
Прежде всего, каждому христианину надо понять и помнить, что он пришел в Храм не наспех поставить свечку, а для того, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами и прославить Его, то есть помолиться. Ибо, Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». А Церковь – это есть дом Господень.
Путь человека к Богу лежит через Храм и его святыни. Все другие здания на земле строятся для людей, но Храм созидается в честь и славу Божию. Поэтому есть обычай, подходя к Храму, читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…». Можно читать и такие молитвы и псалмы, как «Достойно есть», 50-й, 90-й псалмы и др.
Перед входом в Храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклоном.
Для того чтобы правильно совершать крестное знамение, большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются таким образом, чтобы концы их были сложены обязательно ровно – в знак равенства Лиц Святой Троицы, два остальных пальца – безымянный и мизинец – пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутых к ладони пальца означают веру в Сына Божия Иисуса Христа и что Он имеет два естества – есть Бог и человек. Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши; на живот, чтобы освятить сердце и чувства; на плечи, чтобы освятить телесные силы.
Крестное знамение обычно совершается при словах: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или любом другом начале и конце молитвы. Но как не подобает призывать Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует делать часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение руки.
Входить в Храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех оскорбляет святость Храма Божия и величие обитающего в нем Бога.
В Храме мужчины любого возраста снимают головной убор, женщины же молятся с покрытой головой. Это мы знаем из Священного писания: «Всякая жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». К сожалению, в наше время это не всегда соблюдается.
Входя в Храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклонами мы выражаем наше благоговение перед Богом и покаянные чувства. Поклоны делаем с молитвами «Боже, милостив буди мне, грешному(ой)», «Боже, очисти мя, грешного(ую), и помилуй мя» и «Создавай мя, Господи, прости мя!»
К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в Храм.
Надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, дважды перекреститься, поклониться и приложиться, то есть поцеловать Святую Икону, и еще раз перекреститься.
Церковная свеча – символ молитвы верующего человека. Горящие в Храме свечи являются выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу, Пречистой Матери, Святым Угодникам Божиим, а также радости и духовного торжества Церкви. Они напоминают своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу.
Это также и жертва на нужды храма. Известно, из-за такой жертвы Господь творил многие милости. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различные цены свечей отражает лишь разницу в сумме твоего пожертвования.
Горящая перед иконой свеча – знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его.
Свечи зажигают одну от другой, горящей. Свеча должна стоять строго прямо. А если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другую, не возмущайся духом; твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
Вместе с тем, по существующему в Русской Православной Церкви обычаю во время таинства Покаяния пришедший на исповедь приносит не зажженную свечу в знак надежды получить от Господа прощение за свои грехи и как дар Ему. Эту свечу, подходя к священнику, можно положить на аналой, где лежат Евангелие и Крест.
В записках о здравии или за упокой пишутся только имена, и только крещенных людей. За некрещеных Церковь не молится. Имена надо писать полностью, в родительном падеже, (например, Ольгу, а не Олю) аккуратным почерком. Имена, которых нет в святцах (Эдуард, Октябрина) не пишут. В одной записке не пишется более 5-7 имен.
Нельзя поминать за упокой святых угодников, например: Блаженную Ксению, Патриарха Тихона, Святителя Николая и др. Это они молятся за нас, а не мы за них.
В храме мы можем помолиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого подойдите к любой иконе, там находящейся. Иконой (образом) называется изображение Самого Бога, Божией Матери, ангелов, святых угодников. Это изображение освящено святой водой, через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится нами как святая. Иконы бывают чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется в чудесах (например, исцеление больных). Молясь перед иконой, мы должны помнить, что икона – это не сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому мы должны молиться не иконе, а Богу или святому, который на ней изображен.
Мы молимся Божией Матери, потому что Она ближе всех к Богу и одновременно к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Господь Иисус Христос много нам помогает. Она – Великая и Милосердная Заступница за всех нас. Икон Божией Матери много, мы чтим их, но Она – одна, и мы молим спасти нас Пресвятую Богородицу, а не Ее икону.
На иконах изображаются и святые угодники Божии. Их так называют потому, что, живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас, помогают живущим на земле. Они как посредники между Богом и людьми. Бывает, мы обращаемся к Богу с молитвой, но Бог не слышит ее, потому что наши грехи, как стена, через которую ничего не слышно. Тогда мы и обращаемся с мольбой к святым угодникам, чтобы они донесли нашу молитву к Богу, попросили за нас, умолили Его простить нас и помиловать.
Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.
Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе. они жили до рождения Христа.
Апостолы – ученики Христа, их было 12, а потом еще 70. Они распространяли Христианскую веру. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову, называются равноапостыльными (князь Владимир, Святая Нина м др.)
Мученики – те христиане, которые за веру Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками, если же умерли после особенно тяжелых (великих) страданий – великоммученниками.
Святители – это епископы или архиреи, угодившие Богу своей праведной жизнью (святой Николай Чудотворец). Святители претерпевшие мучения за Христа, называются священномученниками. Святителей Василия великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют Вселенскими Учителями всей Христианской Церкви.
Преподобные – праведные люди, которые удалились от мирской жизни, пребывания в девстве (то есть не вступали в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, и угодили Богу (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).
Бессребреники без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные.
Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, были семейными людьми (Иоаким и Анна и р.)
На иконах и картинах вокруг главы Спасителя, Божией Матери и святых угодников изображается сияние – нимб.
Нимб – это изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединяющегося с Богом. Это сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.
Ставя свечу перед иконой того или иного святого, нужно уметь обратиться к нему с молитвой, просьбой, благодарностью. Если вы знаете, что эта икона, допустим Святителя Николая, то, подойдя к ней, перекреститесь, мысленно соберитесь и произнесите про себя: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». Затем, зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами, и стоя перед иконой с зажженной свечей, произнесите свою горячую молитву. Кто знает, может прочитать тропарь. Ставя свечу за себя или кого-то, можно молиться так: «Святой угоднице Христов и отче Николае, помоги детям моим….» и т.д. Ставя свечи перед разными иконами, особенно во время службы, старайтесь не ходить по всему храму, так как это отвлекает других молящихся. Если подойдя к иконе, вы не знаете, как она называется, присмотритесь – возможно, на ней есть надпись или спросите окружающих, но не громко.
Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью в определенных случаях. Перед их иконами, если они есть в Храме, можно поставить свечу, можно заказать им молебен. Если таких икон нет, поставьте свечу и помолитесь перед иконой Спасителя, потому что к Нему обращены все наши молитвы и Его святые угодники молят о нас. Призывая и прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать и прославлять их всем сердцем, с горячностью души, чтобы таким образом приблизиться к ним и по возможности уподобиться им, потому что они с нами и за нас тогда возносят молитвы к Богу.
Святым, Божией Матери и Спасителю можно заказать молебен.
Молебен – это частное богослужение, совершаемое по желанию верующих. В нем человек или благодарит Бога, или прославляет Его за милости или просит о них. Молебен может быть простой или с водоосвящением. Его можно оформить за «свечным ящиком». Если молебен с водоосвящением, надо взять с собой сосуд для святой воды. Святую воду приносят домой и хранят в достойном месте. Пьют ее в небольших количествах только натощак и только с молитвой и благоговением. Святой водой можно кропить себя, своих детей, новые вещи, а также вещи, которые были в чужих недобрых руках.
Молебен заказывается в разных случаях: и в радости и в печали. Сострадая, нам в горе и радуясь нашему счастью, Святая Церковь своими усердными молитвами старается помочь нам во всех начинаниях и предприятиях и благословить наши добрые дела.
В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития (усиленное моление), отпевание. В память об усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу «на канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой) стороны.
Канун – четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных крещеных христиан может сделать причастными Божественного света, Света вечной жизни в Царстве небесном. Поэтому, когда мы ставим свечу за упокой «на канун», надо Господу вознести за усопших, которых хотим помянуть, молитву «Помяни, Господи души(у) усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их вся согрешения вольныя и невольныя, даруй им Царствие Небесное и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды).
Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой Седьмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молится об усопших.
Для христианина важно подать записки о здравии или за упокой с просфорой к Божественной литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.
Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в «свечной ящик», откуда их можно потом взять. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами.
Просфора – это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью «ИС ХС НИ КА» (Иисус Христос побеждает).
Просфора (греч.) - приношение – изготавливается их пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовятся отдельно и затем соединяют, прилепляя один к другому. Двусоставленноть просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Хресте между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают (вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агница на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со святыми Дарами – Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослаблении грехов и жизнь вечную.
В церкви есть правила поведения во время соборной молитвы. Когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом или Чашей со Святыми дарами, все крестятся, преклоняя голову. Когда же осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, креститься не следует, нужно только наклонить голову.
Перед причастием все делают земной поклон и встают говоря про себя: «Се прихожду к Бессмертному Царю и Богу нашему». Перед Святой Чашей руки складывают на груди крестообразно, причем правая рука сверху левой. Это заменяет крестное знамение, так как перед Чашей до и после причастия креститься нельзя, чтобы случайно не задеть ее и не пролить Святые Дары. Подходя к священнику называют свое имя. Причастившись, каждый целует край Чаши – это как бы пронзенное ребро Хрестово, из которого истекли кровь и вода. После того принимается немножко теплоты: разбавленное водой вино и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. После причащения на колени в тот день больше не встают. А вообще во время литоргии на колени обычно становятся три раза: когда происходит освящение Даров (от возгласа «Благодарим Господа» до конца пения «Тебе поем»), когда выносится Святая Чаша, для приобщения и когда священник осеняет Светой Чашей народ со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».
Поклоны, то есть падения на землю - знак нашего глубокого смирения и выражения сознание того, что мы прах и земля перед Богом, что мы пред Ним виноваты.
Когда священник кадит в вашу сторону, читает Евангелие, произносит слова «Мир всем», принято склонять голову.
Принимая благословение епископа или священника, мы принимаем благословение Церкви. Подходя к священнику и прося благословить христианин кладет руку правую на левую (ладонью вверх), протягивает их священнику. Священник, благословляя, кладет свою руку на руки христианина для целования.
В конце литургии верующие идут поклониться Кресту, который держит в руке священник и поцеловать его.
Перед выходом из церкви в «свечном ящике» можно взять просфору а также посмотреть, что еще необходимое можно приобрести. Если продаются иконы, надо вспомнить есть ли дома иконы и какие.
Дома в каждой комнате и на кухне должны быть иконы: Спасителя, Божией Матери, святых угодников. Иконы напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина.
Иным видом богослужебной жертвы Богу являются восковые свечи. Их горение на подсвечниках перед святыми иконами выражает наше внутреннее молитвенное горение перед Самим Господом, Его Пречистой Материю и святыми, поэтому и ставить каждую свечу надо с молитвой. Молитва эта должна относиться к тому образу, перед которым ставится свеча. Так, ставя свечу перед иконой Спасителя, перекрестясь, произносят молитву Исусову: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Или: «Господи, благослови». Эти молитвы можно произносить и перед любой другой иконой. Соответственно, перед образом Божией Матери молятся: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего», перед святым Крестом Христовым: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а перед иконами святых произносят молитвы им (например, святителю Николе: «Святителю Христов Николае, моли Бога о мне, грешнем»). Свечу необходимо ставить прямо, без наклона в какую-либо сторону, а поставив ее, вновь перекреститься и поклониться единожды в пояс с соответствующей молитвой. В некоторых храмах «до и после свечи» принято кланяться по трижды, а ставя свечу, осенять себя крестным знамением без поклона. Следует добавить, что без благословения входить на солею (возвышение перед иконостасом) миряне не должны. Если есть желание поставить свечу к иконе, надо передать благословленным прихожанам и попросить поставить.
Необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника догорающие огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Наша жертва бывает приятна и угодна Богу только в том случае, если она приносится без нарушения обязательного для христианской службы благочинного порядка.
Вы пришли в Храм...
Прежде всего, каждому христианину надо понять и помнить, что он пришел в Храм не наспех поставить свечку, а для того, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами и прославить Его, то есть помолиться. Ибо, Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». А Церковь – это есть дом Господень.
Путь человека к Богу лежит через Храм и его святыни. Все другие здания на земле строятся для людей, но Храм созидается в честь и славу Божию. Поэтому есть обычай, подходя к Храму, читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…». Можно читать и такие молитвы и псалмы, как «Достойно есть», 50-й, 90-й псалмы и др.
Перед входом в Храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклоном.
Для того чтобы правильно совершать крестное знамение, большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются таким образом, чтобы концы их были сложены обязательно ровно – в знак равенства Лиц Святой Троицы, два остальных пальца – безымянный и мизинец – пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутых к ладони пальца означают веру в Сына Божия Иисуса Христа и что Он имеет два естества – есть Бог и человек. Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши; на живот, чтобы освятить сердце и чувства; на плечи, чтобы освятить телесные силы.
Крестное знамение обычно совершается при словах: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или любом другом начале и конце молитвы. Но как не подобает призывать Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует делать часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение руки.
Входить в Храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех оскорбляет святость Храма Божия и величие обитающего в нем Бога.
В Храме мужчины любого возраста снимают головной убор, женщины же молятся с покрытой головой. Это мы знаем из Священного писания: «Всякая жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». К сожалению, в наше время это не всегда соблюдается.
Входя в Храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклонами мы выражаем наше благоговение перед Богом и покаянные чувства. Поклоны делаем с молитвами «Боже, милостив буди мне, грешному(ой)», «Боже, очисти мя, грешного(ую), и помилуй мя» и «Создавай мя, Господи, прости мя!»
К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в Храм.
Надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, дважды перекреститься, поклониться и приложиться, то есть поцеловать Святую Икону, и еще раз перекреститься.
Церковная свеча – символ молитвы верующего человека. Горящие в Храме свечи являются выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу, Пречистой Матери, Святым Угодникам Божиим, а также радости и духовного торжества Церкви. Они напоминают своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу.
Это также и жертва на нужды храма. Известно, из-за такой жертвы Господь творил многие милости. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различные цены свечей отражает лишь разницу в сумме твоего пожертвования.
Горящая перед иконой свеча – знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его.
Свечи зажигают одну от другой, горящей. Свеча должна стоять строго прямо. А если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другую, не возмущайся духом; твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
Вместе с тем, по существующему в Русской Православной Церкви обычаю во время таинства Покаяния пришедший на исповедь приносит не зажженную свечу в знак надежды получить от Господа прощение за свои грехи и как дар Ему. Эту свечу, подходя к священнику, можно положить на аналой, где лежат Евангелие и Крест.
В записках о здравии или за упокой пишутся только имена, и только крещенных людей. За некрещеных Церковь не молится. Имена надо писать полностью, в родительном падеже, (например, Ольгу, а не Олю) аккуратным почерком. Имена, которых нет в святцах (Эдуард, Октябрина) не пишут. В одной записке не пишется более 5-7 имен.
Нельзя поминать за упокой святых угодников, например: Блаженную Ксению, Патриарха Тихона, Святителя Николая и др. Это они молятся за нас, а не мы за них.
В храме мы можем помолиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого подойдите к любой иконе, там находящейся. Иконой (образом) называется изображение Самого Бога, Божией Матери, ангелов, святых угодников. Это изображение освящено святой водой, через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится нами как святая. Иконы бывают чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется в чудесах (например, исцеление больных). Молясь перед иконой, мы должны помнить, что икона – это не сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому мы должны молиться не иконе, а Богу или святому, который на ней изображен.
Мы молимся Божией Матери, потому что Она ближе всех к Богу и одновременно к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Господь Иисус Христос много нам помогает. Она – Великая и Милосердная Заступница за всех нас. Икон Божией Матери много, мы чтим их, но Она – одна, и мы молим спасти нас Пресвятую Богородицу, а не Ее икону.
На иконах изображаются и святые угодники Божии. Их так называют потому, что, живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас, помогают живущим на земле. Они как посредники между Богом и людьми. Бывает, мы обращаемся к Богу с молитвой, но Бог не слышит ее, потому что наши грехи, как стена, через которую ничего не слышно. Тогда мы и обращаемся с мольбой к святым угодникам, чтобы они донесли нашу молитву к Богу, попросили за нас, умолили Его простить нас и помиловать.
Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.
Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе. они жили до рождения Христа.
Апостолы – ученики Христа, их было 12, а потом еще 70. Они распространяли Христианскую веру. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову, называются равноапостыльными (князь Владимир, Святая Нина м др.)
Мученики – те христиане, которые за веру Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками, если же умерли после особенно тяжелых (великих) страданий – великоммученниками.
Святители – это епископы или архиреи, угодившие Богу своей праведной жизнью (святой Николай Чудотворец). Святители претерпевшие мучения за Христа, называются священномученниками. Святителей Василия великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют Вселенскими Учителями всей Христианской Церкви.
Преподобные – праведные люди, которые удалились от мирской жизни, пребывания в девстве (то есть не вступали в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, и угодили Богу (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).
Бессребреники без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные.
Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, были семейными людьми (Иоаким и Анна и р.)
На иконах и картинах вокруг главы Спасителя, Божией Матери и святых угодников изображается сияние – нимб.
Нимб – это изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединяющегося с Богом. Это сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.
Ставя свечу перед иконой того или иного святого, нужно уметь обратиться к нему с молитвой, просьбой, благодарностью. Если вы знаете, что эта икона, допустим Святителя Николая, то, подойдя к ней, перекреститесь, мысленно соберитесь и произнесите про себя: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». Затем, зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами, и стоя перед иконой с зажженной свечей, произнесите свою горячую молитву. Кто знает, может прочитать тропарь. Ставя свечу за себя или кого-то, можно молиться так: «Святой угоднице Христов и отче Николае, помоги детям моим….» и т.д. Ставя свечи перед разными иконами, особенно во время службы, старайтесь не ходить по всему храму, так как это отвлекает других молящихся. Если подойдя к иконе, вы не знаете, как она называется, присмотритесь – возможно, на ней есть надпись или спросите окружающих, но не громко.
Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью в определенных случаях. Перед их иконами, если они есть в Храме, можно поставить свечу, можно заказать им молебен. Если таких икон нет, поставьте свечу и помолитесь перед иконой Спасителя, потому что к Нему обращены все наши молитвы и Его святые угодники молят о нас. Призывая и прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать и прославлять их всем сердцем, с горячностью души, чтобы таким образом приблизиться к ним и по возможности уподобиться им, потому что они с нами и за нас тогда возносят молитвы к Богу.
Святым, Божией Матери и Спасителю можно заказать молебен.
Молебен – это частное богослужение, совершаемое по желанию верующих. В нем человек или благодарит Бога, или прославляет Его за милости или просит о них. Молебен может быть простой или с водоосвящением. Его можно оформить за «свечным ящиком». Если молебен с водоосвящением, надо взять с собой сосуд для святой воды. Святую воду приносят домой и хранят в достойном месте. Пьют ее в небольших количествах только натощак и только с молитвой и благоговением. Святой водой можно кропить себя, своих детей, новые вещи, а также вещи, которые были в чужих недобрых руках.
Молебен заказывается в разных случаях: и в радости и в печали. Сострадая, нам в горе и радуясь нашему счастью, Святая Церковь своими усердными молитвами старается помочь нам во всех начинаниях и предприятиях и благословить наши добрые дела.
В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития (усиленное моление), отпевание. В память об усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу «на канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой) стороны.
Канун – четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных крещеных христиан может сделать причастными Божественного света, Света вечной жизни в Царстве небесном. Поэтому, когда мы ставим свечу за упокой «на канун», надо Господу вознести за усопших, которых хотим помянуть, молитву «Помяни, Господи души(у) усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их вся согрешения вольныя и невольныя, даруй им Царствие Небесное и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды).
Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой Седьмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молится об усопших.
Для христианина важно подать записки о здравии или за упокой с просфорой к Божественной литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.
Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в «свечной ящик», откуда их можно потом взять. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами.
Просфора – это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью «ИС ХС НИ КА» (Иисус Христос побеждает).
Просфора (греч.) - приношение – изготавливается их пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовятся отдельно и затем соединяют, прилепляя один к другому. Двусоставленноть просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Хресте между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают (вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агница на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со святыми Дарами – Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослаблении грехов и жизнь вечную.
В церкви есть правила поведения во время соборной молитвы. Когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом или Чашей со Святыми дарами, все крестятся, преклоняя голову. Когда же осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, креститься не следует, нужно только наклонить голову.
Перед причастием все делают земной поклон и встают говоря про себя: «Се прихожду к Бессмертному Царю и Богу нашему». Перед Святой Чашей руки складывают на груди крестообразно, причем правая рука сверху левой. Это заменяет крестное знамение, так как перед Чашей до и после причастия креститься нельзя, чтобы случайно не задеть ее и не пролить Святые Дары. Подходя к священнику называют свое имя. Причастившись, каждый целует край Чаши – это как бы пронзенное ребро Хрестово, из которого истекли кровь и вода. После того принимается немножко теплоты: разбавленное водой вино и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. После причащения на колени в тот день больше не встают. А вообще во время литоргии на колени обычно становятся три раза: когда происходит освящение Даров (от возгласа «Благодарим Господа» до конца пения «Тебе поем»), когда выносится Святая Чаша, для приобщения и когда священник осеняет Светой Чашей народ со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».
Поклоны, то есть падения на землю - знак нашего глубокого смирения и выражения сознание того, что мы прах и земля перед Богом, что мы пред Ним виноваты.
Когда священник кадит в вашу сторону, читает Евангелие, произносит слова «Мир всем», принято склонять голову.
Принимая благословение епископа или священника, мы принимаем благословение Церкви. Подходя к священнику и прося благословить христианин кладет руку правую на левую (ладонью вверх), протягивает их священнику. Священник, благословляя, кладет свою руку на руки христианина для целования.
В конце литургии верующие идут поклониться Кресту, который держит в руке священник и поцеловать его.
Перед выходом из церкви в «свечном ящике» можно взять просфору а также посмотреть, что еще необходимое можно приобрести. Если продаются иконы, надо вспомнить есть ли дома иконы и какие.
Дома в каждой комнате и на кухне должны быть иконы: Спасителя, Божией Матери, святых угодников. Иконы напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина.